На развалинах детских сказок

Какие должны быть развивающие центры для детей

На пустынной набережной раннее-раннее утро. Сквозь туман виднеются две фигуры, маленькая и большая. Скрипит под ногами галька, а они идут, молча, взявшись за руки.
— А к тебе уже приходил крылатый пони? – вдруг спрашивает ребенок.
— Какой такой пони? – удивляюсь я.
— Как? Ты не знаешь? – кричит ребенок и закатывает глаза. — Крылатый пони приходит ко всем творческим людям! Ну? Был он у тебя?
— А этот…равнодушно бросаю я в ответ и важно добавляю: заглядывал. Но, видишь ли, — говорю я, понизив голос почти до шепота, — его можно увидеть только когда стемнеет, потому что шерстка у пони белая, и днем, на небе его не видно.
— А у меня он ни разу не был… — огорченно сообщает ребенок.
— Конечно, он ведь не приходит к плохим девочкам – равнодушно замечаю я.
— Получается, я плохая девочка? – спрашивает она и с надеждой заглядывает мне в глаза.
— Хорошие девочки не кричат на своих бабушек… — с сожалением отвечаю я и отворачиваюсь.

На развалинах детских сказок - сквозь туман виднеются две фигуры.

На протяжении всей истории человечества детство непрерывно боролось за свое существование. Начиная с первобытных времен, и, заканчивая 19 веком, никого не заботил внутренний мир ребенка, и, чем он, отличается от взрослого. Ребенок работал наравне со старшими, и, даже, становился единственным кормильцем для целой семьи.

Сегодня же, детство имеет огромное значение в жизни людей, мы можем говорить о том, что мы живем в прекрасное время расцвета детской культуры. 21 век, прежде всего, характеризуется высоким темпом жизни. Современные дети растут и развиваются так быстро, что родители едва поспевают за ними. С развитием технологий меняются запросы детей: они уже давно выходят за рамки простого потребления (например, сладостей). Изживают себя старые методы воспитания, мы больше не способны заинтересовать детей теми игрушками, в которые с удовольствием играли сами.

Сегодня, для умственного развития ребенка, главным становится само пространство, т.е. то место, где ребенок спит, ест, играет и общается со сверстниками. Становится важно: чтобы ребенка окружали теплые и радостные цвета; чтобы он не только прыгал на батуте, но и читал книги; чтобы он заботился об окружающей среде и понимал дружбу между человеком и животным. Важно не только научить ребенка жить в обществе, но и привить умение быть наедине с собой.

Профессиональный дизайнер и архитектор легко может ответить современным запросам ребенка и создать место для досуга, в котором захочется играть, фантазировать, изобретать, да и просто быть. И, кстати, настоящий профессионал сможет и взрослого вернуть в беззаботную детскую пору. Главное – довериться.

Две фигуры вынырнув из проулка брели по прямой. Маленькая девочка, согнувшись крючком, не весело шагала вслед за взрослой женщиной.
— О! Видишь… — в минуту повеселев, закричала девочка и потянула женщину за руку.
— Что такое, Лис? Я ничего не вижу, — и, встрепенувшись, женщина тревожно огляделась по сторонам.
— Видишь вон те плиточки? – хитро спросила маленькая девочка.
— Бордюры? – немного сконфуженно переспросила женщина.
— Да нееет! — восторженно закричал ребенок, — Это же огромные мармеладины!
— Вот так вот.. – оценивающе промычала женщина, — чуть все не пропустила! Вкусный он?
— Со мной не пропадешь! – смеется ребенок и вдруг серьезно добавляет, — вкусный.
Она легко прыгает по рваному бордюру и сквозь смех выдавливает из себя слова:
— Тут в основном желтый! Но попадается красный и зеленый!
— Мне бы зелененького, а то все жёлтый да желтый! – огорченно сетует женщина.
— Ну, до него еще не допрыгали… — скромно отвечает ребенок.
— Дай я! У меня ноги длиннее! — с завистью, женщина бросается ребенку наперерез.
Тает распластавшийся мармеладный бордюр на солнце, мягкий и гибкий. Становится как-то смешно и грустно. Грустно от того, что женщина никак не может догнать маленькую девочку и щупленькая фигурка ее, убегает далеко вперед. Вот так скачут большой и маленький человек. И куда же они прискачут?

Интерьеры для детей

Дизайнеры, проектирующие современные детские пространства, наравне с внешним комфортом учитывают и внутренний мир ребенка. А из чего он состоит? Из игры и сказок, конечно.
Через них дети учатся выполнять социальные роли, отличать хорошее от плохого, и, в конце концов, верить в чудо.
Обращая внимание на то, как сегодня организовано досуговое пространство для детей в российских городах, колом встает вопрос: а где же сказка? Досуговые комнаты, изуродованными резкими цветами, мягкие кубики и сенсорные планшеты – вот и все многообразие детских площадок для игр. Современный мир лишает детей, как игры, так и сказки, и, он категорически против того, чтобы ребенок написал свою сказку.

Пока мы это допускаем, европейские коллеги по проектированию предлагают актуальные решения для развития и отдыха детей.
Вот, пример, уникального детского пространства, разработанного дизайнерами в Корее. Если посмотреть на оформление, то оно не просто красочное, оно многогранное и по досуговым формам.

Китайская философия

Еще один пример детского центра, авторы – китайские дизайнеры. Только посмотрите на цветную радугу у потолка, а ведь ее можно потрогать руками. Какой ребенок не мечтает дотянуться до радуги рукой, да хоть кончиками пальцев? Настоящая сказка, проникающая в реальную жизнь.

Книжный магазин в Пекине от легендарного архитектора Keiichiro Sako

Правильная организация пространства

Очень важно, что в европейских проектах детских учреждений предполагаются места, как для групповых игр, так и для индивидуальных. Например, этот книжный магазин, ведь желание почитать интересную книгу наедине с собой абсолютно естественно.

А можно ли ребенку отказать в мороженном? Ни в коем случае! Вот отличный пример магазина мороженого, который окунет ребенка в разноцветный мир вкусов и ощущений. Посмотрите, как простое лакомство можно превратить в науку, ведь, показывая ребенку прекрасное, мы его к этому приучаем. Кажется, что и взрослым здесь тоже найдется лакомство по душе.

Интерьер магазина мороженного в Токио

Неподалеку расположился магазин, где торгуют мороженным.
Может ли быть что-то приятнее звука шуршащей упаковки мороженного в руках и того холодка, что перемещается по ладошке до самых кончиков пальцев. Мы молчали, предвкушая это событие. Жарко. Кроны деревьев завистливо склонились над нашим лакомством и зашептали о чем-то между собой.
— В раю нет погоды, знаешь это? – серьезно сообщила мне девочка.
— С чего ты взяла? – удивилась я.
— Не знаю, а зачем там погода? Там итак все хорошо.
— Подожди…хмурюсь я, но ведь рай там, на небесах, верно?
— Верно… — настораживается она.
— А как же там нет погоды, если вся погода в облачках, что плывут по небу? – смеюсь я.
— Тоже верно, — смеется в ответ ребенок. — Значит там все сразу и дождь, и снег, и жарко.
— Как это? А как же там живут люди? – снова удивляюсь я.
— А вот так и живут, без настроения, – констатирует ребенок.
— Почему? – недоумеваю я.
— Потому что, когда все сразу, то нет места для настроения, — объясняет мне ребенок.
— А что же там тогда есть?
— Ну, я же не могу знать все на свете, — обрывает поток моих вопросов она.
— Точно, — улыбаюсь я.

Современные разработки в области детского пространства завораживают не только ребенка, но и взрослого. При помощи выдумок архитекторов и дизайнеров взрослые, вместе с детьми буквально путешествуют по сказочным мирам, мирам без границ, мирам возможностей и самых смелых детских мечтаний. На сказках воспитано не одно поколение, именно с помощью ее магии ребенок познает мир, не травмируется об острые углы, увы, не всегда справедливой жизни.

Наши европейские коллеги с особым почтением относятся к книгам.

Еще один пример книжного дома. Вместо скучных и нудных книжных полок европейские мастера предложили оригинальный выход и обустроили пространство таким образом, чтобы ребенок через свою подвижность сталкивался с книгами и читал их в любом положении, в котором ему удобно. Время меняется, теперь мы ощущаем мир по его картинке (или облику), ребенок делает точно так же.

В сознании современного ребенка книга становится палачом. Несомненно, это результат влияния технологий. Зачем читать сказку, если ее можно быстренько посмотреть? И даже прожить, в компьютерной игре. Библиотеки дряхлеют как внешне, так и внутри. Детские сердца требуют от них, настоящих книжных домов: завораживающих, интересных, красочных.

«Деньги у нас есть, у нас ума не хватает» —
Сказал мудрейший из котов.
Он больше нашего о детстве знает.
Преодолев несносные века,
В людских сердцах живут его слова.

Огромна наша страна, ресурсы и возможности ее безграничны, но дети, почему-то воспитываются в атмосфере духовной нищеты. А между тем, в России тоже есть специалисты, способные создать новые пространства для детей, чтобы по способствовать их развитию и комфорту, но никак ни уничтожать на корню прекрасный зародыш человечества.