Мебель древних времен.

Посмотрите вокруг, наверняка у всех дома есть стулья, кровати, шкафы и просто разная мебель.
Нам могут нравиться многообразные ее стили, оформление, дизайн. Мы можем задуматься над материалом мебели. Сейчас, например, вошла в моду яркая мебель из пластика. Но, одновременно, никуда не делась деревянная мебель на века, которая придает дому теплоту, уют и семейную атмосферу.
Все это – смыслы, которыми мы наделили предметы. Можно сказать, вдохнули в мебель душу, как настоящие творцы. Ведь мебель на заводе – просто вещь, а в нашем доме она символ, гордость, стиль, уют и даже часть семьи!
Можем ли мы представить наш дом без мебели? Едва ли.
В общем, пододвигайте ваши любимые стулья поближе, мы начинаем путешествие в мир мебели и иже с ней.

Египтяне были первыми

Дома древних Египтян были особым случаем. Они были красивы и огромны. В жилищах обязательно располагался сад, где можно было успокоить душу и укрыться от зноя. Комнат было довольно много, и каждая радовала своим оформлением.
Вот только мебели в домах не было. Жили как в расписной, многоэтажной пещере. Спали, ели и сидели – на полу. Только теперь не у костра.
После очередного прорыва в искусстве, когда величайшее архитектурное сооружение – пирамида Хеопса в Гизе — была построена, архитекторы, художники и скульпторы спустились на землю. Зрелище было плачевное, присесть было негде.
И тогда, Египтяне придумали целый ряд прототипов современной мебели.

Первой и простой ее формой был табурет, на четырех или трех низких ножках (не более 30 см., в высоту). Ножки крепились к царге, деревянной раме. Сидение представляло собой натянутые на кожу ремни или было сплетено из тростника и пальмовых листьев.
Поскольку первыми в новый дом входили кошка и женщина, экспериментальные прототипы табуретов отдали таки женщинам. И уже они нашли им разнообразное применение – от родов до унитаза.
А вот в эпоху среднего царства уже появляются домашние и складные стулья. И пора бы уже!
Сильно отличалась царская мебель: только она имела подлокотники и прямую спинку. Для удобства на жесткие сидения стелили шкуры животных. Фараон был царем как верхнего, так и нижнего Египта, поэтому он постоянно перемещался. Лифтов тогда не было, но у него при себе имелся складной трон. И в царственной позе, посреди бескрайней пустыни, он ел, отдыхал и раздавал приказы.
Только подумать, что теперь почти каждый стул в доме имеет спинку и подлокотники. Мы восседаем на них, как цари!

Возлежи как фараон

Примерно в то же время появились первые кровати. Деревянная рама скреплялась низкими ножками, а ложе было сделано из растительных материалов. Кстати, растительные материалы особенно хороши тем, что они имеют особый аромат, который не выветривается даже с годами.
На ложе укладывали набитый шерстью матрац. Не понятно для чего, ведь в жарком климате Египта спать на нем было невозможно. Так что его заменяли фаянсовыми (или высеченными из камня) подушками-подголовниками, напоминающими убывающую луну. Пуховые перины и подушки появились не здесь. Такие подголовники были удобны тем, что они впитывали окружающую температуру и обладали мистической способностью оберегать спящего от злых сил. Заметим, что оберегал не сам подголовник, а его дизайн.
Даже современный дизайн впитал в себя магию древних.
Хорошо сохранившийся образец такого подголовника был найден в гробнице фараона Тутанхамона. Там же ученые обнаружили и раскладушку. Это был единственный экземпляр на весь Египет. Вот, что значит связи.
Раскладушка Тутанхамона – первый и последний экземпляр. Возраст этой уникальной кровати – более 3300 лет!
И если в вашем доме имеется эта чудесная мебель – радуйтесь, есть повод почувствовать себя фараоном!

Зооморфные мотивы в дизайне

Последними начали появляться столы. Они были разных форм и размеров. Массивные отводились для жертвоприношений, а круглые и прямоугольные на одной, трех или четырех ножках использовались в быту.
Зооморфные мотивы были распространенными украшениями мебели.
Первые мастера, придумавшие стулья, видимо, не были лишены чувства юмора. Поэтому ножки стульев были натуральными ногами животных. Конечно, это было слишком. Да и не гигиенично, поэтому их заменили на материал, который не так быстро портился, но внешний вид оставили прежним. Ножки могли напоминать львиные лапы, спинка быть головой медведя и т.д.
Но даже это развитие событий было логичным, ведь все, что создавали древние Египтяне, они черпали из окружающего мира. Поэтому стул у них в буквальном смысле стоял на ногах. И, конечно, Египтяне знали толк в материалах, поэтому они брали дерево, кожу животных или мягкие растения.
Мебель изменялась с течением времени, но даже в наши дни она сохранила египетские ножки! И в наши дни мебель древних Египтян можно рассмотреть во всех деталях, поскольку она отлично сохранилась, чего не скажешь о древнегреческой мебели.

Калокагатия и красота

А ведь сегодня мы используем мебель не только в практическом смысле, но и для красоты. Мы не берем любой стул, а тщательно выбираем его. Более того, к мебели мы подбираем интерьер или к интерьеру мебель – последовательность дело вкуса. Мы научились видеть красоту во всем. А кто нас всему этому научил?
У древних Греков для этого процесса существовал отличный термин – калокагатия. Калокагатия — это красота всего. Красота пришла к нам из Греции, да такой самодостаточной, что смотреть на нее страшно до сих пор!
Греки верили, что в красивом теле не бывает плохой души, как и в прекрасной вещи. Примером этого мировоззрения служит история одного скульптора по имени Пракситель. Половину своей жизни он работал над скульптурой богини Афродиты. Ну, а позировала ему, конечно же, женщина. Это была прекрасная гетера – Фрина. Тело гетеры соответствовало канонам красоты – оно было симметричным. И вот, в среде демоса (народа) пошли безумные волнения: «Как можно с гетеры писать скульптуру богини? Не пойдет!». И так Фрина попала под суд. Кстати, Пракситель был больше скульптором, чем оратором, и, отчаявшись доказать божественное происхождение Фрины, он сорвал с нее одежды, чтобы показать ее фигуру. Судьи оправдали Фрину, потому что увидели прекрасное тело и по их законам – в прекрасном теле прекрасный дух.
Это простая история никак не отдаляет нас от сути. Греки искренне считали окружающее их прекрасным, ну и сами, естественно, прикладывали к этому свои руки.
Мебель древних Греков изготавливалась из бронзы и мрамора, однако была и деревянная. К сожалению, подлинных экземпляров осталось мало. Деревянных не осталось вообще.
Мебель изготавливали профессиональные столяры, используя ряд технологий. Например, технология гнутья древесины с помощью пара. Также красоту мебели подчеркивал тщательно подобранный материал: клен, самшит, кедр, олива, орех, черное дерево.
Греки разработали целую науку по изготовлению стульев, где главным произведениям искусства были ножки. И вот тут проявляется серьезное отличие между Греками и Египтянами. Ножки геометрических форм – четырехгранные или круглые в сечении.
Самым выдающимся стулом был клисмос с серповидно-изогнутыми ножками, слегка откинутой назад и изогнутой по форме тела спинкой.
Кстати, всем нам известны знаменитые стулья расцвета модерна Р. Макинтоша. Как думаете, кто вдохновил его на создание таких геометрических стульев?

«Присаживайтсь пожалуйста», — сказали бы Греки гостье, а гостю – «Прилягте вот тут на ложе.» Р. Бредбери – 451 градус по Фаренгейту.

Предметы быта подчеркивали разность полов, поскольку одними предметами мебели пользовались только мужчины, другими – только женщины.
Например, у главы семьи было кресло, которое имело название – тронос. Само название уже указывает на особый статус мужчины в семье. Женщины же сидели на легких стульях клисмосах, о которых мы рассказывали выше.

Кто любит кушать в кровати — определенно Грек!

Древние Греки не заморачивались и кровати использовали не только для сна.
У них было обычным принимать пищу полулежа. Ложе для еды и отдыха называлось клине. Оно имело спинку в изголовье и высокие ножки (до 1 м).
Правда, доступна такая роскошь была только мужчинам. Если во время пиршества присутствовали женщины, то они могли только сидеть. Но присутствие женщины на мужском пиршестве скорее исключение, чем правило.

Древние симпозиумы

Древняя Греция наша опора в искусстве, музыке, естественных науках, философии, дизайне и архитектуре.
Вспомним, что Греки были большими шутниками (ведь у них впервые на сцене появляется не только трагедия, но и комедия) и очень любили соригинальничать в дизайне своих жилищ.
Понятно, что орнамент был самым разнообразным, начиная от линий (прямых и изогнутых) и заканчивая флорой и фауной самой Древней Греции. Тем не менее, они умудрялись придумывать еще.
Примером тому история одного афинского полководца Фокиона. Его дом до сих пор считается шедевром не только архитектуры, но и дизайна. Там можно найти стены, облицованные пластинами из бронзы, инкрустированным золотом и слоновой костью. Высокие потолки в орнаментах. Все же археологи прозвали этот дом – «дом с неподметенным полом».
Пол в столовой этого дома действительно был украшен мозаичным панно с изображением… объедков, сброшенных со стола, и прочим невыметенным мусором!

Дело в том, что каждый уважающий себя гражданин акрополя обязан был периодически устраивать симпозиумы, а правила его таковы (ps: берем на заметку):
— Гости приходят со своей едой;
— Перед едой мыли не только руки, но и ноги, а потому на ложах лежали с чистыми руками и пятками;
— Ели руками, а пальцы вытирали обрезками хлеба, которые потом бросали на пол и остатки еды съедали собаки;
— После того, как гости расходились, слуги подметали пол, усеянный объедками.

Эпилог:

Мы уже давно не Греки и не Египтяне. Но у нас от них осталась не только истории, премудрости, а еще искусство и целый увлекательный мир вещей! Которые, оказываются, имеют свою историю, а значит, заслуживают внимания и бережного отношения.
Любите вещи, они как люди, только молчаливее!

Автор: Евгения Климовская